logo

Исполнитель народных инструментов

Описание Музыка́льные инструме́нты — предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения. Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные, духовые, язычковые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.
История профессии Мир инструментальной культуры Узбекистана необычайно богат и разнообразен. Первые сведения о музыкальных инструментах относятся к глубокой древности. Свидетельство тому - данные археологических раскопок на территории Узбекистана. Первый образец музыкального инструмента - продольная деревянная дудочка-най, найденный на территории Узбекистана, датируется 3.5 тысячелетием. Изображения музыкальных инструментов на каменных рельефах, крупной и мелкой пластике, предметах прикладного искусства, настенных росписях указывают, что главными очагами музыкальной культуры были центры античных государств Мараканда в Согдиане, правобережный Хорезм, города Бактрии. Как можно судить по терракотам Афрасиаба, к излюбленным инструментам согдийцев относились лютня и арфа, духовые инструменты были представлены разными видами флейт. Художественная миниатюра XIV-XVII вв., классическая поэзия и художественная проза Востока (Фирдоуси, Рудаки, Хафиз, Саади, Джами, Навои, Машраб и др.) дают обширные сведения о существовании в то время всех основных типов инструментов, поныне бытующих в Узбекистане.
Виды деятельностиТрадиционные музыкальные инструменты, разделяются на четыре класса: ИДИОФОНЫ - самозвучащие инструменты, соединяют в одном элементе свойства вибрирующего тела и резонатора, тогда как в других классах инструментов почти неслышимые колебания одного элемента (воздушного столба, мембраны или струн) в значительной мере усиливаются вторым элементом (резонирующей декой или корпусом). Қошиқ Инструмент изготавливался из дерева, используется древесина тутовника, абрикоса, арчи реже ореха. По внешнему виду напоминает две пары ложек. В наши дни вышел из употребления. Его функцию выполняют обычные деревянные столовые ложки. Қайроқ Комплект инструмента составляют две пары шлифованных плоских камней. Иногда две из них заменяется куском металла. Ликоп Бытовой предмет, то есть тарелка с плоским дном, изготавливаемая из фарфора. В качестве музыкального инструмента используют комплект двух тарелок. Сафоил Представляет собой два деревянных древка стержня, к которым прикрепляется два металлических обруча с нанизанными на них маленькими железными кольцами. Патнис Поднос круглой формы, сделанный из железа. Подносом в качестве музыкального инструмента пользуются в отсутствия дойры. Лаган Посуда изготовленная из железа, имеет круглую форму, покрыта эмалью. Лаган также как патнис используется в отсутствия дойры. Занг Браслеты с бубенчиками из латуни или меди, надеваются на руки и ноги, располагаясь ближе щиколоткам. Чангқобуз Корпус и шейка инструмента выковывается из железа, язычок из стали. Имеет подковообразный корпус. Суяк чангқобуз Изготавливается из ребра животных (чаще верблюжьего). ________________________________________ МЕМБРАНОФОНЫ, или перепончатые, куда входят, главным образом, барабаны (односторонние - кубкообразные, рамочные, котлообразные; двухсторонние - цилиндрические, конические, бочкообразные, в форме песочных часов). Қўш (қош) ноғора Изготавливается из обоженной глины в форме горшков разной величины. Верхняя открытая часть горшков покрывается мембраной. На нагорах играли перед выходом джарчи - человека, объявлявшего царские указы. Джарчи, как правило, выбирался из людей с сильным голосом, умевших громко кричать. Также выход джарчи сопровождался звуком карнай. Рез ноғора Двухсторонний барабан с деревянной обечайкой с кожаными мембранами. Доира Несомненно, самым любимым ударным инструментом среди узбеков является доира. Одна сторона деревянного обода диаметром до пятидесяти сантиметров покрыта жесткой кожаной мембраной, а шестьдесят металлических колец закреплены на другой стороне. Пальцами обеих рук музыкант выбивает барабанную дробь на туго натянутой коже и в то же время он встряхивает доиру таким образом, что ритмические удары сопровождаются мелодическим звоном колец. В руках виртуоза исполняющим усул - ритмический аккомпанемент к танцам и пению, доира может производить нежные звуки напоминающие шелест ветра, или громкий барабанный бой, как весенний гром. На вечерах из-за отсутствия доиры девочки сопровождают свои танцы импровизированными музыкальными инструментами: металлический ляган или поднос, который помогает им производить ритм похожий на ритм доиры.Бубен с деревянной обечайкой, одна сторона затягивается мембраной из кожи; к деревянному ободу прикрепляются колокольчики. ХОРДОФОНЫ - На этих струнных инструментах звук извлекается щипком (пальцами или плектром), ударом молоточков или смычком; делятся на цитры, лютни, лиры и арфы. Қонун Инструмент крыловидной формы с деревянным корпусом. Имеет 42 треххордные стальные струны. Звуки извлекают при помощи металлических устройств, надевая на указательные пальцы. Чанг Инструмент трапецивидной формы с деревянным корпусом. Имеет 42 треххордные металлические струны. На чанге звуки извлекают, ударяя по струнам двумя тростниковыми или бамбуковыми палочками. Кашгарский рубаб Рубаб (от араб. рабаб) — струнный смычковый инструмент арабского происхождения. Рубаб имеет деревянный выпуклый корпус (круглой или овальной формы), кожаную деку, 4—6 кишечных, шёлковых или металлических струн, настроенных обычно по квартам, и резонирующие струны. Наиболее распространены рубабы длиной 800—1000 мм. Звук извлекают обычно плектром. В узбекский оркестр народных инструментов входит 3 разновидности реконструированных рубабов: прима, альт, тенор. Музыканты играют на рубабе смычком, держа сам инструмент на коленях. На рубабе исполняют мелодии соло, а также аккомпанируют пению. Разновидности рубаба под разными названиями встречаются у различных народов востока.В соответствии с местом распространения и некоторыми особенностями устройства различают рубаб афганский, дуланский, кашгарский, памирский и др. Наибольшей популярностью пользуются таджикский (афганский) и кашгарский рубабы. Рубаб – распространенный музыкальный инструмент народов Средней Азии. Также известно, что на рубабе играют в Северной Африке и, как не удивительно, в южных провинциях Испании. Рубаб был заимствован в Европу в XII в. под названием ребек. В Турции существует рубаб трёхструнный. У персов инструмент, схожий с рубабом называется «рабет барбитус».Струнно-щипковый инструмент с 5 струнами (4 из которых - сдвоенные). Говорят, что благодаря рубабу была сохранена индийская классическая музыка, поскольку в период исламизации Индии и последовавшего гонения на ситар, именно на рубабе исполнялись классические индийские раги. Афганский рубаб (ребаб) Двухструнный струнно-смычковый инструмент; корпус клинообразный с серповидными выемками по бокам. Резонатор затянут кожаной мембраной. Имеет две парных и одну одинарную струну. Название "Афганский" рубаб получил вовсе не по месту своего происхождения, как можно предположить, а из-за того, что его звук у многих вызывает грусть и печаль ("афган" - переводится как "грусть"). Уд Инструмент грифовый, имеет большой глубокий резонатор, вскрытой тонкой декой с маленькими отверстиями с короткой шейкой. Звуки извлекают при помощи мизроб. Известен практически в современом виде с 8-10 века на Востоке, где до сих пор считается королем инструментов. Впрочем, предки этого инструмента использовались еще в 2000 г. до РХ в Египте. К 11-12 векам повсеместно распространен в Европе и является, пожалуй, самым известным средневековым струнно-щипковым инструментом. Прародитель ренессансной лютни. Танбур Инструмент с резонатором грушевидной формы, имеет длинную шейку. Имеет три (реже четыре) металлические струны. Звуки извлекают при помощи нохун (металлический медиатор). Танбур изготавливают из цельного куска дерева (урюк или тутовник). На шейке семнадцать навязaнных (жильных) ладов. Существует мнение, что танбур в Хиву был завезен из Бухары. Мастера-изготовители данного инструмента (тогда и по сегодняшний день) - в основном, выходцы из Бухары. Танбур - самый популярный инструмент среди профессиональных музыкантов. Большое внимание уделяется также внешнему оформлению инструмента. Обычно лицевая сторона шейки инкрустируется. Как и дутар, танбур начало ХХ в. полностью соответствует инструментам бытующим ныне. Сато Сато (по другому «танбур») – это восточный старинный струнно-смычковой музыкальный инструмент с корпусом грушевидной формы, переходящим в длинную шейку с ладами и тремя струнами. Корпус сато изготавливают из тутового, грушевого деревьев, а шейку и головку — из ореха. Сато может использоваться как сольный и как ансамблевый инструмент. Сато имеет тысячелетнюю историю и звучит сегодня так же чарующе, как и тысячу лет назад. В Средней Азии играть на танбуре смычком начали еще в IX-X веке. В начале XX века сато уже стало историей, им практически никто не пользовался. Но, 1937 году мастер Усман Зуфаров возродил забытую традицию и сотворил сегодняшний облик инструмента «сато».По форме и по количеству струн аналогичен танбуру. Звуки извлекают при помощи камон (смычок). Гиджак Инструмент грифовый с куполообразным резонатором, поверхность которого затянута кожаной мембраной. Имеет четыре струны. Звуки извлекают при помощи камон (смычок). Дутар Дутор дословно означает «две струны». Это традиционный двухструнный щипковый музыкальный инструмент у народов Центральной и Южной Азии. Обычно встречается дутар длиною от 1 до 2 метров с грушевидным резонатором и сильно вытянутой шейкой с грифом. Появился приблизительно в XV веке, среди пастухов. Сначала струны для дутора делались из кишок животных. Позднее, благодаря развитию торговли вдоль Шёлкового пути, струны производились из скрученного шёлка. В современных струнах так же используется шёлк или нейлон. Думбира Имеет грушевидный резонатор и короткую шейку с двумя струнами. Звуки извлекают при помощи пальцев правой руки. ________________________________________ АЭРОФОНЫ - духовые инструменты, классифицируются в соответствии с тем, каким способом возбуждаются колебания воздушного столба; делятся на флейтообразные инструменты, медные духовые инструменты и язычковые инструменты. Кошнай (от кўш — двойной и най — свирель, флейта) Состоит из 2 связанных между собой тростниковых трубок одинаковой длины (около 250 мм), в верхних концах которых надрезаны одинарные язычки, а в нижних размещено по 7 игровых отверстий. Звукоряд диатонический в пределах октавы (при передувании доходит до 2 октав с хроматическими звуками). Звук сильный. Буламон Инструмент цилиндрической формы. Корпус вытачивают из цельного куска древесины абрикоса или тутовника. В верхнюю часть цилиндра вставляют трубочку с надрезным язычком из камыша. Кол сози (гармонь) Корпус инструмента состоит из двух деревянных рам, на которых закрепляется все игровые детали инструмента: меха, голосовые части и клавишный механизм. Звук на инструменте получают, сжимая или разжимая меха. Гажир най (чупон най) Ствол инструмента изготавливается из трубчатой кости крыльев степного орла (гажир). Шувилдок шувиллок, шивилдок) Инструмент из необожженной глины в форме птицы, реже в форме трубочки (встречается очень редко). Най Най – узбекский духовой инструмент. По форме и по звучанию най напоминает флейту. Материалом для музыкального инструмента най обычно служит дерево бамбука, а также жесть и латунь. Най - поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. С помощью аппликатурных комбинаций и частичного прикрывания отверстий получаются хроматические изменённые звуки. На най можно исполнять технически подвижные пьесы. Най – это один из самых распространённых инструментов в Узбекистане. Най используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.Поперечная флейта; изготавливается из цельного куска бамбука и других видов дерева и латуни. Чоор Продольная открытая флейта. Изготавливается из стебля зонтичного растения или из куска дерева методом продольного раскола. С наружи натягивают тонкую кишку (для прочности). К началу ХХ в. продольная флейта ушла из городского быта, уступив места поперечной (най). Сурнай Сурнай - это узбекский национальный духовой инструмент в виде трубы, широкий у основания. Его длина - приблизительно 450-550 мм. В узкой верхней части прибора вставлена маленькая деревянная трубка, которая проводит тонкую металлическую трубку внутри. Эта маленькая металлическая трубка сделана из бамбуковых пластин, окруженных металлическим кольцом. По металлической трубе под строкой имеется маленькая пластина, называемая садат. Музыканты твердо прижимают его губами к этой маленькой пластине. Двойной тростник этого прибора производит звуки только в том случае, если музыкант применяет много усилий. Местоположение отверстий не только расширяет звуковой диапазон прибора, но также и производит более ясные звуки. Сурнай, из-за его редкого и сильного звука, стал одним из главных музыкальных инструментов. Сурнай широко используется в ансамбле в различных национальных празднованиях, например свадебная церемония, рождение ребенка в семье. Широкий репертуар этого инструмента можно объяснять широким разнообразием его использований. Поскольку Сурнай поющий прибор, он может также исполнять непрерывный легато. Методы, которые используются, чтобы играть на Сурнае, включают melismathics и частый forschlags со скачками с относительно широкими интервалами. Эти скачки используются в Сурнае не только в начале мелодичных закатов но также и в середине. Карнай Корпус инструмента представляет собой длинный цилиндрический ствол из латуни или меди с колоколообразным раструбом. Дилли-тюйдук Язычковый инструмент, состоящий из двух параллельных трубочек связанных между собой. Это инструмент туркменских пастухов. Появление его в Хиве объясняется тесными историческими связями.
Места работыВозможные места работы. Дворцы культуры. Телевидение. Радиостудии. Вокально-инструментальные, джазовые ансамбли. Хоровые коллективы. Образовательные учреждения (консерватории, музыкальные колледжи, вузы). Социальные организации (центры досуга и творчества). Театры. Киностудии. Звукозаписывающие студии.
Профессиональные навыкиДолжен уметь: исполнять произведения в различных стилях (часто - на разных языках), понимать идею музыкального произведения и выражать его образ и эмоциональную глубину, работать индивидуально и в хоре. При работе с аккомпаниатором и в хоре от певца требуется способность работать в ансамбле, в коллективе. При участии в хоровом пении уметь "сливаться" с другими голосами, создавая гармоничное звучание, своим голосом не выделяться из общей массы голосов и т.д.
Шифр направления специальности 3210706

Колледжи