logo

Актёр кукольного театра

Описание Актер театра кукол исполняет роли в спектаклях и кино. В этом ему помогают куклы. В своей работе актер использует разные виды кукол: перчаточные, тростевые, марионетки, плоские (используются в теневом театре), автоматы (механические). Наличие кукол – его главное отличие от актеров других сфер. Он воссоздает образ с помощью интонации, передает чувства с помощью движений куклы, доносит до зрителя содержание произведения.
История профессии Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.
Виды деятельностиСуществует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных: по принципам социального функционирования; по видам театральных кукол и способам их управления. 1. Классификация по принципам социального функционирования. В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол. А) Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол – это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др. К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции. Кукла участвовала в европейских мистериях 11–16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). 2) Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры. Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы. В) Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности – явной или подспудной. В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например: – иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю); – театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо); – лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики). 2. Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол. Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность – пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой – вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет – от бытовой вещи до специально изготовленного объекта – который изображает одушевленный персонаж и управляется актером. Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии. Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре;
Места работыАктер этого профиля может работать в киностудии, рекламных агентствах, на телевидении. Дополнительное образование или курсы повышения квалификации помогут повысить разряд актера. Вершина карьеры любого актера – звание заслуженного и народного артиста.
Профессиональные навыкиДля актера театра кукол невероятно важны физические данные: сила, ловкость, координация движений, так как куклы бывают габаритными, неудобными, тяжелыми. Актерам приходится на протяжении всего спектакля поднимать их, прыгать, бегать и при этом озвучивать персонаж. Есть и творческие качества: обаяние, «кураж», харизма, чувство юмора, ораторские способности, чувство гармонии и ритма, эстетический и художественный вкус, литературные способности. Способность к созданию образа по словесному описанию, абстрактное мышление, память на слова, выражения и на движения, развитая артикуляция и жестикуляция помогут актеру в работе
Шифр направления специальности 3210302