Описание | Артист цирка является представителем особого вида искусства - цирк, одним из основных выразительных средств которого является трюк.
Трюк в переводе с французского - ловкая проделка, ловкий прием, ухищрение. Артист цирка в жанрах партерной акробатики, гимнастики, в конном цирке исполняет сальто, стойки, прыжки, кабриоли, пассажи и т.п. в различных комбинациях.
Труд цирковых артистов не ограничивается лишь выступлениями перед зрителями, большая часть их времени посвящена тренировкам и репетициям. Кроме того, вместе с режиссёрами, музыкантами, художниками они обдумывают свой сценический образ, детали постановки номера. Специалисты, работающие в городах, где есть отдельное здание для цирка, зачастую трудятся именно там и редко выезжают с концертами. Однако сотрудники передвижных цирков находятся в постоянных гастрольных разъездах. |
---|
История профессии | Цирковой жанр (франц. genre - род, вид), исторически сложившаяся группа цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак. Так, например, в жанре эквилибристики таким признаком является сохранение исполнителем равновесия при самом неустойчивом положении тела, в жонглировании - это умение артиста в заданном ритме подбрасывать и ловить одинаковые или разнородные предметы.
Корни многих цирковых жанров, а вместе с этим, специальностей артиста цирка, уходят к древним народным играм, культовым обрядам, трудовым навыкам ремесленников и крестьян. Предшественниками гимнастов на ремнях считают шорников, проверяющих крепость изготовленных подпруг исполнением на них различных гимнастических упражнений.
У древних римлян словом «цирк» (circus, «круг», «круглое здание») называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк (Circus Maximus) в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других. Через некоторое время они устраивались не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов (включая венаторов — тренеров, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались), травли зверей и т. п. Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии. |
---|
Виды деятельности | В цирке работают представители нескольких специальностей: дрессировщики, иллюзионисты, клоуны, акробаты, воздушные гимнасты, эквилибристы, наездники. Для овладения профессиональными навыками каждому из этих специалистов требуются годы тренировок. |
---|
Места работы | Артисты цирка - народ кочевой, все время они проводят в бесконечных разъездах. Такова традиция циркового искусства, берущая начало от цирков шапито. |
---|
Профессиональные навыки | Артист цирка должен уметь:
- свободно владеть элементами цирковых жанров: акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибра на проволоке, ручного эквилибра, клоунады, эксцентрики (в т.ч. музыкальной);
- владеть основами актерского мастерства, буффонадной манерой игры и эксцентрикой;
- свободно применять комплекс технологических навыков в выбранной профессии;
- работать в цирковых коллективах, цирковых программах; - импровизировать по предложенным сценариям;
- общаться со зрительской аудиторией в условиях циркового представления;
- владеть средствами пластической выразительности, техникой безопасных методов работы (пассировка).
- организовывать обучение учащихся цирковым жанрам с учетом их возраста и уровня подготовки;
- использовать современные педагогические методики и технологии преподавания циркового жанра. |
---|
Шифр направления специальности | 3210401 |
---|